Tatra 111

Хоть эта статья и не совсем соответствует рубрике «Сделано в СССР», не могу не опубликовать её.

В возрасте 7-ми лет, мне, к великому моему сожалению, пришлось переехать во Всеволожский район Ленинградской области, куда немногим раньше уже переехали мои родители. Отец получил работу, и, соответственно, жильё в посёлке имени Морозова. А мне надо было в школу. Эти два обстоятельства — переезд из любимой деревни и необходимость ходить в школу, сильно омрачали мою жизнь. Но на новом месте я нашёл многое, чего не увидел бы в деревне. Это были новые, ещё не виденные мною автомобили, до которых я был сам не свой.

Одним из таких автомобилей была Татра 111 производства братской тогда Чехословакии. Татра поразила меня не только своими размерами, это был, наверное, самый большой на то время автомобиль, который я встречал. Машина удивила своей «косолапостью», необычным, очаровавшим меня звуком мотора, непривычной, какой-то «несоветской», формой кабины. Ещё привлекал моё внимание вращающийся сзади барабан трансмиссионного тормоза.

Позднее я узнал, что этот автомобиль выпускался ещё со времён войны, характерный звук его двигателя был обусловлен его (двигателя) конструкцией, а «косолапость» — необычной независимой подвеской колёс на трубчатой хребтовой раме.

Всё в этом удивительном автомобиле было необычно. Дизельный двигатель имел 12 (!) цилиндров, расположенных V-образно с углом развала 75 град. Дизель имел воздушное охлаждение от двух вентиляторов. Ещё одна особенность его — составной коленчатый вал на подшипниках качения и сухой картер. Развивало это чудо техники рабочим объёмом почти 15 литров (14.8 л) умопомрачительную по тем временам мощность — 210 л.с.

Шасси представляло собой трубчатую хребтовую раму с качающимися полуосями. Такая подвеска обеспечивала отличную проходимость, а рама обеспечивала более высокую, по сравнению с лонжеронными рамами, жесткость на кручение. К тому же она защищала находящиеся внутри элементы трансмиссии. У такой компоновки был ещё один плюс: при полном приводе на автомобиле было только 2 (!) карданных шарнира — в приводе передних колёс. Правда, неравномерная нагрузка на шины приводила к их ускоренному износу на асфальтовых дорогах, но таких дорог было тогда немного. А на бездорожье автомобиль равных себе не знал.

Я захватил последние экземпляры этого легендарной, без преувеличения, машины. Вскоре они как-то незаметно исчезли, а их место заняли 138-е Татры.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)