Мотоцикл JAWA 360

Ещё одна статья, не очень соответствующая рубрике «Сделано в СССР». Но всё же близкая ей. Хотя сам предмет статьи и не был произведён у нас, но активно у нас эксплуатировался.

Мотоцикл Ява был в 60-e годы предметом мечтаний не только любого мальчишки, и даже уже и не мальчишки. Изделия отечественного мотопрома почему-то привлекали гораздо меньше внимания, хотя по характеристикам были примерно на том же уровне. Тёмно-вишнёвая «старушка» Ява 360 с 350-ти кубовым двухцилиндровым двухтактным мотором мощностью аж 18 лошадок — вот каким для нас был идеал мотоцикла конца 60-х годов.

А уж если на неё поставить ещё кроссовый руль по моде тех лет да широкий  и длинный, до земли, брызговик на заднее крыло, а на брызговик какую-нибудь хромированную безделушку да пару катафотов, тогда бы ей вообще цены не было. Звук её двигателя просто хотелось слушать, как музыку.

Но времена меняются, и музыка сейчас другая, и мечты тоже. Так чем же привлекала тогда Ява и детей, и тех, кто постарше? Чешские мотоциклы, в общем. не неся ничего революционного, просто были на голову или даже на две выше советских аналогов по качеству. Ява имела хоть небольшое, но преимущество в каждой детали, чехи не относились пренебрежительно ни к одной из мелочей, вроде спидометра, переключателя света на руле или бензокраника.

Ещё одной особенностью мотоцикла было то, что всего один рычаг выполнял и функции переключения передач и функции кик-стартера тоже. К слову, сам порядок переключения передач был обратным привычному — первая передача вверх, остальные вниз. Даже несмотря на довольно короткий рычаг, пуск двигателя был лёгким. Мотоцикл оснащался прочными спицованными колёсами размером 16 дюймов и адекватными тормозами. Хорошо продуманная оптика закрытой кожухом фары даже при 6V электрооборудовании достаточно хорошо освещала дорогу.

Всё делало Яву желанной для каждого мотолюбителя в СССР. И ещё к мотоциклу можно было присоединить изящный боковой прицеп от Velorex.

Кстати, прочитал в Википедии, что, далее цитирую: «одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха»». Ничего подобного! Не верьте этому, товарищи! «Старушкой» (но не «старухой» же!) Яву 360 стали ласково называть только после того, как ей на смену пришла Ява 634 (новая) в начале 70-х годов прошлого столетия.

Технические характеристики

Габариты, мм (Д/Ш/В) 1980/650/1025
Масса, кг 139
Колёсная база, мм 1355
Дорожный просвет, мм 180
Передняя подвеска телескопическая
Задняя подвеска маятниковая
Тормоза барабанные
Размер шин (спереди/сзади) 3.25-16″/3.50-16″
Двигатель двухтактный воздушного охлаждения
Количество цилиндров 2
Рабочий объём, см3 344
Мощность, л.с. 18 при 5250 об/мин
Коробка передач 4-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 115
Расход топлива, л/100 км 3.6

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)