Русский дизель. Первый в СССР

В начале 30-х годов прошлого столетия ЦК большевистской партии взяло курс на дизелизацию автотракторного парка страны. Требовалось спроектировать и освоить производство быстроходного дизельного двигателя для ярославского тяжёлого грузовика Я-5.

Задача эта возводилась в ранг государственных, и, как и все другие партийные планы, имела грандиозный размах. Но кому же претворять в жизнь честолюбивые замыслы коммунистического правительства? Двигатель построить, это не канал выкопать. И для разработки была привлечена группа специалистов под руководством известного русского (и советского) учёного, теплотехника, моториста-теоретика, Николая Романовича Бриллинга (1876 – 1961), кстати, лично знакомого с Рудольфом Дизелем. А чтобы его ничего не отвлекало от работ в указанном партией направлении, по постановлению Особого совещания при коллегии ОГПУ в апреле 1931 г. на основании ст. 58-10 УК РСФСР ученого приговорили к заключению сроком на 3 года с отбыванием заключения в ИТЛ. Так было принято в те годы. Считалось, что «…только условия работы в военизированной обстановке способны обеспечить эффективную деятельность специалистов в противовес разлагающей обстановке гражданских учреждений». Так в 1931 году в СССР (в обстановке строгой секретности) начались работы по созданию четырехтактного автомобильного дизельного двигателя со странным кодовым наименованием «Коджу». «Коджу» расшифровывалось как «Коба Джугашвили», в честь вождя народов (Коба — кличка товарища Сталина ещё с дореволюционных времён, Джугашвили — унаследованная от предков фамилия, а вдруг кто не знает?). На самом деле дизельный двигатель был крайне необходим для народного хозяйства, в стране одновременно с бензином в процессе крекинга нефти производилось большое количество тяжёлого топлива, но оно никак не находило сбыта. А все известные мировые автопроизводители давно уже использовали дизеля на грузовых автомобилях.

Блок цилиндров дизеля «Коджу» был алюминиевым, со вставными стальными гильзами, имеющими поперечные рёбра жесткости. Необходимая жесткость блока обеспечивалась за счет расположения разъема ниже оси коленчатого вала и поперечных перегородок в плоскостях опор коренных подшипников с биметаллическими вкладышами (!). Коленвал был полноопорным. Чугунная головка блока была общей. Двигатель, как и большинство его аналогов, был предкамерным. Первые два опытных двигателя «Коджу» изготовили только в ноябре 1933 г. на Ярославском автозаводе. Это были четырёхтактные шестицилиндровые дизели рабочим объемом 9.96 л, мощность их составляла примерно 90 л.с. при 1600 мин-1. Топливная аппаратура и электрика дизеля были импортными, в России они не производились.

В середине ноября из Ярославля в Москву отправилась колонна грузовиков – участников первого «дизельного» пробега по маршруту Ярославль–Москва–Ярославль. Два грузовика с дизелями «Коджу», изготовленные как раз к ноябрьским праздникам, испытывали вместе с дизелями таких известных марок, как MAN, AEC и Deutz. Русские дизеля выдержали это серьезное испытание. Летом 1934 г. состоялся международный дизельный конкурс, состоявший из пробега и стендовых испытаний. В конкурсе участвовало 44 автомобиля. И «Коджу», единственный отечественный дизель, снова выдержал все испытания. Зарубежные компании, участвуя в пробеге, естественно, рассчитывали на покупку лицензии или хотя бы крупной партии их двигателей, но созданный Брилингом дизель оказался на уровне зарубежных образцов. По итогам конкурса решено было довести дизель «Коджу» до серийного производства, но увеличить его мощность до 105 — 110-ти л.с. Двигатель мощностью 90 л.с. уже не отвечал возросшим требованиям автопромышленности. В результате модернизации двигатель получил чугунный блок цилиндров, был усилен коленчатый вал. Двигатель стал развивать мощность 105 л.с. при 1800 мин-1 и был укомплектован отечественным ТНВД Самарского карбюраторного завода. Производство дизеля «Коджу» планировали поручить строящемуся новому моторному заводу в Уфе, но только в январе 1938 г. там выпустили первую партию дизелей. Двигатель получает официальное название МД-23. В сентябре перед постановкой в серийное производство проходят государственные испытания двух образцов двигателей МД-23. К тому времени инженеры под руководством Н.Р. Брилинга довели мощность дизеля до 133 л.с. при 1800 мин-1. К 1939 г. двигатель прошел государственные стендовые испытания и был подготовлен к серийному производству. Изучалась даже возможность оснащения этого дизеля наддувом. Но, после восьми лет разработок первый русский автомобильный дизель так и не попал в производство. В дальнейшем завод перепрофилировали на выпуск авиационных двигателей.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)