Автомобиль ГАЗ-22

Почему-то мне никогда не нравились седаны. Не то, чтобы вообще не нравились, нравились, конечно, но я с детства представлял себя владельцем универсала. Что тому причиной? Вероятно, моё первое знакомство с ГАЗ-22.

«Волга» ГАЗ-22 — универсал среднего класса, который серийно выпускался на базе седана ГАЗ-21 с 1962 по 1970 год на Горьковском автозаводе. Он имел пятидверный грузопассажирский несущий кузов с трансформируемым салоном. На базе ГАЗ-22 создавались различные модификации, основной из которых была карета скорой помощи ГАЗ-22Б. Собственно, скорой помощи и обязан своим появлением первый серийный универсал в нашей стране. В начале 60-х годов прекращалось производство ГАЗ-12 (ЗИМ), одну из модификаций которого медики использовали в качестве автомобиля скорой помощи, поэтому требовалось создать для них взамен ГАЗ-12 другой автомобиль, более дешевый, экономичный и простой в эксплуатации. Так и появился ГАЗ-22. По конструкции кузова он несколько отличался от базового седана. У ГАЗ-22 были полностью свои кузовные элементы задней части, начиная от средней стойки, частично это потребовало изготовления новой производственной оснастки. Часть же элементов делалась по кустарной технологии. Кроме автомобилей скорой помощи (более половины всего выпуска) выпускались и обычные пятиместные универсалы, которые поставлялись в основном на экспорт. Простому советскому гражданину иметь такой шикарный автомобиль не полагалось, поэтому продажа ГАЗ-22 частным владельцам даже не была предусмотрена. Тем не менее, часть машин всё же попадала в загребущие лапы собственников. Автомобиль имел высокую вместимость и был очень практичен, при складывании заднего сидения в кузове образовывалась ровная площадка для груза до 400 кг. Грузоподъёмность машины при перевозке 5-ти человек составляла до 180 кг. Сзади стояли более жесткие, чем у седана, рессоры. Шины тоже были более широкие по сравнению с ГАЗ-21.

А вот двигатель оставался тот же, что и на седане — 75-ти сильный (для экспорта — 85 л.с.) ЗМЗ-21А с механической трёхступенчатой трансмиссией. Он разгонял автомобиль до 115 км/ч, но очень неторопливо.

Как и ГАЗ-21, универсалы ГАЗ-22 поставлялись на экспорт, и в капиталистические страны тоже. Несмотря на устаревший дизайн, отсутствие гидроусилителя руля, низкую мощность и плохую динамику, машина была востребована, иностранные покупатели ценили в ней вместимость, прочность и достаточно высокую проходимость.

Часть экспортных универсалов уже на месте переоснащались подходящими дизелями  Rover, Perkins или Indenor.

Технические характеристики

Компоновка классическая
Колёсная формула 4х2
Кузов 5-ти местный 5-ти дверный универсал
Габариты, мм (Д/Ш/В) 4810/1800/1610
Масса, кг 1545
Колёсная база, мм 2700
Дорожный просвет, мм 190
Колея, мм (передних/задних колёс) 1410/1420
Передняя подвеска независимая пружинная на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая рессорная
Тормоза барабанные с гидроприводом
Размер шин 7.00-15″
Двигатель рядный карбюраторный верхнеклапанный, жидкостного охлаждения ЗМЗ-21
Количество цилиндров 4
Рабочий объём, см3 2445
Мощность, л.с. 75 при 4000 об/мин
Коробка передач механическая, 3-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 115
Расход топлива, л/100 км 14

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)