Тепловоз ТЭП-60

Этого красавца в детстве я часто видел на железнодорожном вокзале города Луги, а потом и во многих других местах. С восхищением я наблюдал, как этот красный тепловоз, гудя мощным дизелем и пуская клубы черного дыма, уводил пассажирские составы дальше на юг, или в обратном направлении, на Ленинград. Это был ТЭП60 — пассажирский тепловоз, производившийся в СССР на Коломенском тепловозостроительном заводе. Он был, можно сказать, первым настоящим пассажирским дизельным локомотивом после эпохи паровозов. Справедливости ради, надо отметить, что первым пассажирским тепловозом был всё-же ТЭ-7, но он, однако, представлял собой адаптированный к работе с пассажирскими составами грузовой ТЭ-3. С 1960 по 1985 год было построено примерно 1200 тепловозов, некоторые из них до сих пор находятся в эксплуатации. Для своего времени ТЭП-60 был ещё и самым быстрым тепловозом в мире (193 км/ч).

У ТЭП-60 был несущий кузов с двумя кабинами, он опирался на две трёхосные тележки. Приводил тепловоз в движение 16-цилиндровый V-образный двухтактный дизель 11Д45 номинальной мощностью 3000 л.с., который был спроектирован Коломенским заводом именно для этого локомотива. Дизель вращал тяговый генератор мощностью 2000 кВт, а тот, в свою очередь, тяговые электродвигатели мощностью по 310 кВт каждый, по одному на каждую ось.

Изготавливались также и двухсекционные тепловозы 2ТЭП-60. На базе ТЭП-60 на Коломенском заводе строились также опытные пассажирские локомотивы ТГП-50 с гидропередачей, и газотурбовозы ГП-1. И те, и другие существовали в единичных экземплярах.

Технические характеристики

Тип пассажирский
Колея, мм 1520
Колёсная формула 3 0 —3 0
Габариты, мм (Д/Ш/В) 19250/3086/5100
Масса, кг 126000
Колёсная база, мм 2600+2600+4600+2600+2600
Двигатель дизельный двухтактный V-образный 11Д45А (16ДН23/30)
Количество цилиндров 10
Рабочий объём, см3 200758
Мощность, л.с. 3000 при 2800 об/мин
Трансмиссия электрическая, постоянного тока
Максимальная скорость, км/ч 160

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 оценка, в среднем: 5 из 5)