Вездеход ЗИЛ-157


Немного найдётся автомобилей, которые бы выпускались в течение тридцати с лишним лет. И дело здесь даже не в нерасторопности нашего автопрома, просто иногда автомобиль получается настолько удачным, что бывает востребован очень долгое время. Один из таких автомобилей — трёхосный вездеход ЗИЛ-157, он же «Захар», он же «Крокодил». Этот грузовик повышенной проходимости выпускался в Москве на автозаводе им. Лихачёва (ЗИЛ) с 1958-го до 1978-го года преимущественно для нужд армии. Затем вплоть до 1994-го года ЗИЛ-157 собирался на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ). Интересно, что на протяжении двух с половиной десятков лет ЗИЛ-157 выпускался параллельно со своим более совершенным потомком ЗИЛ-131.

Всего было сделано без малого 800 тысяч этих вездеходов. ЗИЛ-157 и его модификации использовались не только в армии, они были весьма популярны в колхозах, совхозах и в лесных хозяйствах, словом, везде, где нет нормальных дорог (а в России почти нигде нет нормальных дорог). Автомобиль заслужил уважение водителей своей проходимостью, надёжностью и неприхотливостью.

Автомобиль ЗИЛ-157 приводился в движение шестицилиндровым рядным нижнеклапанным карбюраторным двигателем мощностью 109 л.с. Он, как и его предшественник ЗИС-151 имел оригинальную трансмиссию с пятью карданными валами. Один вал связывал пятиступенчатую коробку передач с двухступенчатой раздаточной коробкой, от неё, в свою очередь, два вала передавали крутящий момент на передний (отключаемый), и средний мост. Задний же мост с раздаточной коробкой связывали ещё 2 карданных вала, на среднем мосту была установлена промежуточная опора. На ЗИЛ-157 применялись колёса с шинами размером 12.00-18″ с централизованной регулировкой давления. Водитель мог регулировать давление в шинах, как во всех сразу, так и индивидуально. Например, можно было кратковременно снизить давление для преодоления участка с рыхлым грунтом, заболоченного или заснеженного участка. Это позволяло существенно увеличить пятно контакта, но, правда, в разы уменьшало ресурс самих шин. Автомобиль полной массой 10200 кг разгонялся до 65 км/ч. Тормозная система была пневматической. Кабина была снабжена простым отопителем, а вот усилителя руля на ЗИЛ-157 не было.

Технические характеристики

Тип бортовой
Грузоподъёмность, кг 4500
Колёсная формула 6х6
Габариты, мм (Д/Ш/В) 6725/2340/2360
Масса, кг 5600
Колёсная база, мм 3665+1120
Дорожный просвет, мм 310
Колея, мм (передних/задних колёс) 1755/1700
Передняя подвеска зависимая рессорная
Задняя подвеска зависимая рессорная, балансирная
Тормоза барабанные с пневмоприводом
Размер шин 12.00-18″
Двигатель карбюраторный рядный жидкостного охлаждения, нижнеклапанный ЗИЛ-121
Количество цилиндров 6
Рабочий объём, см3 5555
Мощность, л.с. 109 при 2600 об/мин
Коробка передач механическая, 5-ти ступенчатая, 2-х ступенчатая раздаточная коробка
Максимальная скорость, км/ч 65
Расход топлива, л/100 км 42

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)