Карьерный самосвал МАЗ-530

МАЗ-530 — трёхосный карьерный самосвал большой грузоподъёмности, серийно выпускался Минским автозаводом с 1957 по 1960 год а, затем, по 1963 год Белорусским автомобильным заводом в посёлке (ныне городе) Жодино под Минском.

Ещё в 1950-х годах прошлого столетия Советский Союз производил двухосные карьерные самосвалы МАЗ-525, которые имели грузоподъемность 25 тонн. МАЗ-525 был единственным карьерным самосвалом в те годы и его производительности явно не хватало. В основе МАЗ-530 грузоподъемностью 40 тонн лежала та же конструкция МАЗ-525, но, кроме ещё одной ведущей оси, он получил более мощный дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель Д-12-450 мощностью 450 л. с., а также самосвальный ковшеобразный кузов гораздо большего объема. Кузов этот поднимался при помощи двух мощных гидроцилиндров на угол до 65 градусов. Впервые на отечественном грузовике была применена трехступенчатая планетарная коробка передач с гидротрансформатором. Два ведущих моста имели балансирную подвеску. Внешний диаметр шин размера 18.00-32« достигал 1.8 метра. МАЗ-530 был способен развить скорость в 43 км/ч и, в зависимости от условий эксплуатации расходовал до 160 литров топлива на 100 км.

МАЗ-530 на марке почты СССРНо неудачная компоновка в совокупности с огромными габаритами делала самосвал неповоротливым, радиус поворота составлял около 14 метров. При работе в карьере этот недостаток был недопустим. И, несмотря на то, что мегасамосвал в 1957 году стал самым знаменитым экспонатом павильона «Машиностроение» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР в Москве (позднее ВДНХ), а в следующем 1958 году получил Гран-При на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе, в 1963 году производство всё же свернули. Самосвалы собирались вручную, поэтому на двух заводах успели построить всего только три десятка МАЗ-530. К великому сожалению, ни одного экземпляра этого уникального автомобиля не дожило до наших дней.

Технические характеристики

Тип карьерный самосвал
Грузоподъёмность, кг 40000
Колёсная формула 6х4
Габариты, мм (Д/Ш/В) 10520/3460/3670
Масса, кг 38400
Колёсная база, мм 4900+2000
Дорожный просвет, мм 430
Колея, мм (передних/задних колёс) 2620/2400
Передняя подвеска зависимая рессорная
Задняя подвеска жёсткая, балансирная
Тормоза барабанные с пневмоприводом
Размер шин 18.00-32″
Двигатель дизельный V-образный жидкостного охлаждения, Д-12-450
Количество цилиндров 12
Рабочий объём, см3 38880
Мощность, л.с. 450 при 1800 об/мин
Коробка передач гидромеханическая, 3-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 43
Расход топлива, л/100 км 160

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)