ЗАЗ-965 «Горбатый»

Рассказывая об автомобилях, производимых когда-то в СССР и ездящих по его просторам, нельзя не упомянуть легендарный, без всякого преувеличения, ЗАЗ-965, он же «Запорожец». Этот маленький округлый автомобильчик всегда вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбки и стал героем бесчисленного количества анекдотов едва ли не с момента своего появления на дорогах страны. Всё в нём было не так, как в других, настоящих автомобилях: двигатель был сзади, а багажник совсем наоборот — спереди, дверей было всего две, ко всему прочему и открывались они иначе — назад. Задние колёса «Запорожца» стояли неприлично криво, а звук двигателя (натужное тарахтение с присвистом) совсем уж не вызывал восторга. Даже название автомобиля и то, было забавным.

Как же появилось это чудо? К концу 50-х годов экономика страны уже достаточно оправилась от последствий войны, уровень жизни населения рос. И трудящиеся стали всё чаще задумываться о том, как бы пересесть с двухколёсного транспортного средства на четырёхколёсное. Автомобиль был гораздо желаннее мотоцикла, основного на то время индивидуального средства передвижения. Однако, личные автомобили тогда не имели широкого распространения, большинство советских граждан просто не могли их себе позволить. А вот в Европе как раз началась массовая автомобилизация. И партия поставила вопрос о массовом выпуске доступного народного автомобиля. Он должен был быть лёгким, удобным, надёжным, а самое главное, недорогим. Причем последнее условие доминировало над всеми остальными. В то же время автомобиль должен был с относительным комфортом перемещать до четырёх человек по нашим советским дорогам и даже при их частичном отсутствии. А при этом быть ещё простым и нетребовательным в обслуживании и ремонте, ведь и то и другое в те времена, как правило, приходилось производить самому частному собственнику.

И вот, в результате y не слишком длительных, но очень интенсивных изысканий, и появился на свет «Запорожец». Машина имела двухдверный четырёхместный кузов и приводилась в движение четырёхцилиндровым V-образным моторчиком воздушного охлаждения рабочим объёмом всего 746 см³ и мощностью 23 л.с. (позднее 887 см³ и 27-30 л.с.). Довольно компактный и лёгкий двигатель консольно (!) крепился к трансмиссии, сам он точек крепления к кузову не имел. Воздушное охлаждение тогда представлялось весьма практичным, в особенности в условиях наших суровых зим, но именно оно и стало главной проблемой «Запорожцев». Двигатель был очень шумным, из-за напряжённого температурного режима легко перегревался и имел невысокий ресурс. Однако, малая масса силового агрегата и его простая разборная конструкция позволяли отремонтировать автомобиль силами самого владельца практически в любых, даже полевых условиях. Трансмиссия автомобиля включала приводимое тросом сцепление, частично синхронизированную (II—IV передачи) четырёхступенчатую двухвальную коробку передач и расположенную между ней и сцеплением коническую главную передачу. В отличие от большинства советских легковых автомобилей тех лет, рычаг переключения передач в «Запорожце» был установлен на полу, а не на рулевой колонке. Передняя подвеска была простой и компактной, она была выполнена на двух расположенных один над другим поперечных пластинчатых торсионах, к которым крепились продольные рычаги. К рычагам, в свою очередь крепились поворотные кулаки. Задняя подвеска была ещё проще, на косых рычагах, благодаря чему ненагруженный автомобиль имел забавный косолапый вид. Тем не менее, такая подвеска, равно как и идеальная развесовка автомобильчика придавали ему превосходную проходимость. Тормоза были барабанными, без усилителя, а колёса — бездисковыми, с шинами 5.20-13″.

Вся конструкция «Запорожца» была простой и рациональной, но не в ущерб надёжности. Все узлы и агрегаты автомобиля были выполнены качественно и, при надлежащем уходе, не подводили автовладельцев. Распахивающиеся назад двери облегчали посадку водителю и пассажирам, для облегчения доступа на заднее сиденье передние откидывались. Багажник был невелик, а расположенные в нём бензобак и запаска уменьшали и без того небольшое полезное пространство. Отделка салона была запредельно простой. Зато отопитель был полностью автономный, он же выступал в роли предпускового подогревателя.

«Запорожец» в народе имел множество прозвищ: из самых популярных — это «горбатый» за характерную форму кузова, и «еврейский броневик». Позже прозвище «еврейский броневик» также применялось к первым моделям вездехода ЛуАЗ, унифицированного с «Запорожцем». За схожесть передней и задней части  (даже лобовое и заднее стёкла были одинаковыми) автомобиль получил название, простите, «Жопорожец». Но, несмотря на постоянные насмешки, этот автомобиль был горячо любим в СССР и до сих пор вызывает добрые воспоминания. Ведь именно он стал в те годы первым автомобилем для множества автолюбителей. Мало кто об этом знает, но «Запорожец» успешно экспортировался, в частности в Финляндию и Бельгию (под маркой «Ялта»), где успешно конкурировал со своими одноклассниками, и даже, по ряду параметров, превосходил их.

ЗАЗ-965 и его модификации выпускались с 1960 по 1969 год Запорожским автозаводом. Всего было выпущено больше 300 тысяч этих замечательных автомобилей.

Технические характеристики

Компоновка заднемоторная
Колёсная формула 4х2
Кузов 4-х местный 2-х дверный седан
Габариты, мм (Д/Ш/В) 3330/1395/1450
Масса, кг 610
Колёсная база, мм 2023
Дорожный просвет, мм 175
Колея, мм (передних/задних колёс) 1144/1160
Передняя подвеска независимая торсионная на двойных продольных рычагах
Задняя подвеска независимая пружинная на косых рычагах
Тормоза барабанные с гидроприводом
Размер шин 5.20-13″
Двигатель V-образный карбюраторный верхнеклапанный, воздушного охлаждения МеМЗ-965 (МеМЗ-966)
Количество цилиндров 4
Рабочий объём, см3 746 (887)
Мощность, л.с. 23 при 4000 об/мин (27 при 4000 об/мин)
Коробка передач механическая, 4-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 90
Расход топлива, л/100 км 5.5

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)