Инвалидка

СМЗ С-3А — двухместная четырёхколёсная мотоколяска с ручным управлением для инвалидов. Она серийно выпускалась Серпуховским мотозаводом в период с 1958 по 1970 годы.

Около двух миллионов солдат вернулись с войны инвалидами, практически лишённые возможности передвигаться. Чтобы дать им возможность более или менее нормально жить в мирной жизни, партия и правительство попытались организовать выпуск моторизованных инвалидных колясок. Так, в 1946 году Киевским мотозаводом был создан трёхколёсный мотовелосипед, получивший название К-1В. Он имел бензиновый архаичный двухтактный двигатель (с дефлекторной продувкой!) рабочим объёмом 98 см3 и мощностью 2.3 л. с. (копия немецкого довоенного Sachs 98). Привод осуществлялся на одно заднее колесо, из-за низкой мощности моторчика инвалид постоянно вынужден был помогать ему (моторчику) ручным приводом. Конструкция была крайне несовершенной, но страна в те годы не могла предложить что-то лучшее. К тому же какая-никакая мотоколяска была лучше, чем доска на шарикоподшипниках.

В 1952 году Серпуховским мотоциклетным заводом был начат выпуск трехколесной двухместной мотоколяски С-. Она оснащалась более мощным, опять же двухтактным мотором несколько большего рабочего объёма (125 см3) и мощностью уже целых 4 л.с. И вот, наконец, спустя 6 лет на СМЗ была создана четырёхколёсная мотоколяска С-3А, почти автомобиль.

Главной чертой мотоколяски была её примитивность и, благодаря этому, исключительно низкая стоимость в производстве. С-оснащалась мотоциклетным двухтактным двигателям ИЖ-49 мощностью 8 лошадиных сил, расположенным в задней части и, через реверс-редуктор с дифференциалом, приводящим задние колёса. Двигатель имел принудительное охлаждение, более мощный 12-вольтовый генератор и электростартер. Передняя подвеска была торсионной, задняя пружинной на поперечных рычагах. Рулевое управление было реечным, тормоза с ручным механическим приводом и только на задние колёса. Металлический кузов монтировался на трубчатую раму. Верх — брезентовый, складывающийся. Комфорт в открытом неотапливаемом кузове был минимальным, точнее, его не было вовсе, слабый и прожорливый двухтактник был очень шумным. Но «инвалидка» свои функции всё же выполняла, хотя и весьма посредственно. Машина была неприхотливой и не требовала больших расходов. Долговечность всей конструкции была невысока, но она легко и ремонтировалась. Тем более, что мотоколяски в продажу не поступали, а раздавались инвалидам бесплатно органами социального обеспечения СССР. А по истечении трех лет эксплуатации, они просто обменивались на новые. Узлы же и агрегаты списанных «инвалидок» правдами и неправдами часто попадали в руки самодельщиков и юных техников и были очень востребованы благодаря предельной своей простоте и лёгкости восстановления. Да и ничего другого просто не было.

Всего было изготовлено около 200 тысяч этих «недоавтомобилей», получивших в народе прозвища «инвалидка», «моргуновка» (по фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и «мотопротез».

Технические характеристики

Компоновка заднемоторная
Колёсная формула 4х2
Кузов 2-х местный 2-х дверный кабриолет
Габариты, мм (Д/Ш/В) 2625/1316/1380
Масса, кг 425
Колёсная база, мм 1650
Дорожный просвет, мм 170
Колея, мм (передних/задних колёс) 1114/1050
Передняя подвеска независимая торсионная на двойных продольных рычагах
Задняя подвеска независимая пружинная на поперечных рычагах
Тормоза механические на задние колёса
Размер шин 5.00-10″
Двигатель карбюраторный двухтактный, воздушного охлаждения ИЖ-49
Количество цилиндров 1
Рабочий объём, см3 346
Мощность, л.с. 8 при 3200 об/мин
Коробка передач механическая, 4-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 60
Расход топлива, л/100 км 4.5

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)