Седельный тягач Csepel D-450N

История машиностроительного комбината «Чепель» началась вскоре после войны, в 1949 г. в будапештском предместье Чепель (которое и дало предприятию название) на месте разрушенных предприятий «Вейсс» (Weiss). В качестве образца при разработке своего первого грузовика модели Csepel D-350, венгры, не мудрствуя лукаво, взяли австрийский 3,5-тонный Steyr-380. А спустя 7 лет, в 1957 году, появилась новая линейка грузовиков D-450 увеличенной на 1 тонну грузоподъёмности с мотором D-414 (5517 см3, 95 — 100 л.с.). Этот простой 4-цилиндровый предкамерный дизельный двигатель был создан опять же на базе австрийского WD413 (5322 см3, 85 л.с.). Крутящий момент от него через сухое однодисковое сцепление и 5-ступенчатую КПП передавался на задний мост. Дифференциал имел блокировку. Автомобиль имел по тем временам современную и удобную 3-х местную кабину, также более тяжёлый автомобиль потребовал пневматического привода тормозов вместо гидравлического, как у его австрийского предка.
В Советский Союз поступали в основном седельные тягачи D-450N. Они могли буксировать полуприцепы полной массой до 10 т. Чаще они эксплуатировались с однобункерными и двухбункерными полуприцепами-цементовозами, но встречались и с рефрижераторными полуприцепами, выпускавшимися заводом «Икарус», полуприцепами-цистернами венгерского производства. Седельные тягачи оборудовались или ротационными насосами для работы с цистернами, или компрессорами для эксплуатации с полуприцепами-цементовозами. Оба этих агрегата приводились от коробки отбора мощности. В СССР поставлялись также автомастерские для обслуживания автобусов Ikarus, нередкими были рентгеновские кабинеты на шасси D-450.
Из-за своего необычного длинноносого вида, Csepel D-450 всегда привлекал внимание. У водителей он тоже пользовался заслуженным уважением. Венгерские грузовики отличались хорошей управляемостью, экономичностью и долговечностью. Серия «450» находилась на конвейере вплоть до 1972 г., пока окончательно не устарела. Ближе к завершению производства на машинах D-450.86 устанавливался уже 6-цилиндровый дизель D-613 рабочим объёмом 7983 см3 и мощностью 125 л.с.). Он заметно отличался по габаритам от своего 4-цилиндрового предшественника, поэтому и без того длинный нос машины стал ещё длиннее.

Технические характеристики, в скобках для D-450.86

Тип седельный тягач
Грузоподъёмность, кг 10000 (12000)
Колёсная формула 4х2
Габариты, мм (Д/Ш/В) 5482/2370/2200
Масса, кг 4500
Колёсная база, мм 3300
Дорожный просвет, мм
Колея, мм (передних/задних колёс) 1740/1720
Передняя подвеска зависимая рессорная
Задняя подвеска зависимая рессорная
Тормоза барабанные с пневмоприводом
Размер шин 8.25-20″
Двигатель дизельный рядный жидкостного охлаждения D-414 (D-613)
Количество цилиндров 4 (6)
Рабочий объём, см3 5517 (7983)
Мощность, л.с. 95 — 100 при 2300 об/мин (125 при 2300 об/мин)
Коробка передач механическая, 5-ти ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 68
Расход топлива, л/100 км 26

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)