Думпер Dutra DR-50

В 60-е годы прошлого столетия на многих стройках Советского Союза можно было увидеть весьма странные самодвижущиеся самосвальные тележки, иначе не назовёшь, с блошиной проворностью снующие между настоящими самосвалами МАЗ-205 и ЗИЛ-ММЗ-585. Это были дизельные думперы Dutra DR-50 – и не тракторы, и не самосвалы, скорее, нечто среднее. Их с 1956 года выпускал завод Vörös Csillag («Красная звезда») в Венгрии.

Вообще, думперыэто узкоспециализированные транспортные средства для перемещения сыпучих грузов на очень небольшие расстояния, обычно, в пределах стройплощадки, там, где использование обычных самосвалов затруднено или невыгодно. В конструкцию таких машин изначально и не закладывались требования, которые обычно предъявляются к полноценным грузовикам, главными достоинствами думперов были их простота, маневренность и проходимость.

Но данный экземпляр представлял нечто особенное. Dutra DR-50 был спроектирован по-тракторному — коробка передач и жёсткий задний мост выполняли функцию рамы. Передняя подвеска была независимой с качающимися полуосями и поперечной рессорой. Задние колёса были существенно больше передних, это придавало этой машине довольно нелепый вид. Думпер оснащался дизелем Csepel D413 мощностью 60 л. с. Первые образцы этого чудо-аппарата не имели кабины, зато имели двойной руль (скорее, штурвал) и поворотное относительно этого «штурвала» сиденье водителя. Педальный узел тоже был сдвоенным, благодаря этому думпером было удобно управлять, двигаясь как вперёд, так и назад, достаточно было развернуть сиденье на 180 градусов. Кузов был сварным, ковшеобразного типа и опрокидывался сам, без всякой гидравлики. Шарниры кузова были установлены так, что пустой кузов под действием собственной тяжести оставался в транспортном положении, но как только он становился полностью загруженным, задняя часть кузова начинала перевешивать. При этом от опрокидывания кузов удерживал специальный замок, который водитель при разгрузке открывал специальным рычагом. И тогда кузов молниеносно опрокидывался, груз ссыпался. Опорожнившийся кузов так же стремительно возвращался в исходное положение, фиксируясь замком. При всей своей простоте операция разгрузки была чрезвычайно опасной и требовала от водителя сноровки и большого мужества. Впоследствии, для опрокидывания кузова стали всё же применять гидравлику. А для СССР с его суровым климатом на думпер также стали устанавливать кабину. Но кабина была одноместной (только для водителя), неотапливаемой, тесной и неудобной, однако в те годы на это никто не сетовал, ведь настоящий строитель коммунизма должен был уметь терпеть все неудобства. Возможностью разворота сиденья водителя для езды задним ходом пришлось, конечно, пожертвовать. Да и сама рулевая колонка заняла более подобающее сухопутному транспортному средству положение. А вот второе сиденье, предназначавшееся для пассажира, так и осталось открытым всем ветрам.

Всего вышеперечисленного хватает для того, чтобы назвать Dutra DR-50 (одно название чего стоит!), мягко говоря, довольно странным транспортным средством. Но, несмотря ни на что, думпер великолепно справлялся с возложенной на него задачей — вывозил вырытый грунт из котлованов, легко маневрируя в ограниченном пространстве стройки, уверенно преодолевая глиняное месиво. Благодаря примитивной, но и надежной конструкции поломки были редки, а дизельный двигатель был прост и экономичен.

Технические характеристики

Тип думпер
Грузоподъёмность, кг 6000
Колёсная формула 4х2
Габариты, мм (Д/Ш/В) 4245/2260/2640
Масса, кг 5400
Колёсная база, мм 2375
Дорожный просвет, мм 300
Колея, мм (передних/задних колёс) 1800/1830
Передняя подвеска независимая, на поперечных рычагах, рессорная
Задняя подвеска жёсткая
Тормоза барабанные с гидроприводом
Размер шин 8.25-20″ спереди, 14.00-24″ сзади
Двигатель дизельный рядный жидкостного охлаждения, Csepel D413
Количество цилиндров 4
Рабочий объём, см3 5322
Мощность, л.с. 60 при 1650 об/мин
Коробка передач механическая, 3-х ступенчатая с 2-х ступенчатым редуктором
Максимальная скорость, км/ч 34
Расход топлива, л/100 км 28

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)