Первый советский «гибрид»

ЗИС-154 стал первым большим городским автобусом в послевоенной истории отечественного автопрома. Производство его началось в 1947 году, первая партия была изготовлена к 800-летию Москвы. ЗИС-154 — первый отечественный серийный автобус с цельнометаллическим несущим кузовом вагонного типа. Советские конструкторы почти всегда плясали от какой-нибудь «печки». В этом случае «печка» была американской, тогда в СССР считалось, что США обладают передовыми автомобильными технологиями. Может, так оно и было. За то время, пока в Европе шла война, американцы не только ничуть от этой войны не пострадали, но и во многих областях даже преуспели. В общем, за аналог был взят американский GM серии TD. При изготовлении автобуса широко применялись унифицированные кузовные элементы, такие же использовались и при производстве троллейбуса МТБ-82 и трамвая МТВ-82 (тоже, кстати, американский опыт). Обшивка крепилась на каркасе по-авиационному, заклёпками. Трансмиссия автобуса была электрической: дизель вращал генератор, тот, в свою очередь, питал электромотор, крутящий момент от электромотора передавался через карданный вал на задний мост. Двигатель, двухтактный 112-сильный дизель ЯАЗ-204Д и генератор ДК-505-А с отдачей 50 кВт были расположены в заднем свесе поперёк, тоже впервые в советском автобусостроении. Электродвигатель ДК-305-А мощностью 43 кВт (примерно 59 л. с.) — под полом, как у троллейбусов. Отсутствие сцепления и коробки передач, а также наличие пневмопривода тормозов  делали управление автобусом более лёгким. Водители были довольны.

Пассажиры тоже радовались, по сравнению с довоенными моделями новый автобус был и просторен, и комфортабелен. Салон вмещал 60 пассажиров, из них 34 могли ехать сидя. Вход и выход осуществлялся через 2 довольно широкие (для того времени) двери-гармошки с дистанционным пневматическим приводом. ЗИС-154 имел плавный ход благодаря бесступенчатой трансмиссии и тому, что рессорная подвеска изначально была спроектирована  для этого автобуса, тогда, как прежние, довоенные модели наследовали шасси грузовиков. Салон хорошо освещался благодаря большой, опять же по меркам того времени, площади остекления. А ещё и хорошо отапливался в холодное время года. Казалось бы, автобус мечты, одни достоинства! Но был и недостаток, который в итоге перечеркнул все плюсы этого необычного автобуса — двигатель. Едва освоенный и ещё недоработанный ЯАЗ-204 (советский аналог GMC-4-71) был, шумным, прожорливым а, главное, ненадёжным. Кроме этого, он имел и совершенно неприемлемую для городского автобуса дымность. На первую партию ЗИС-154 даже ставили оригинальные американские GMC-4-71. Довести отечественный дизель в период с 1947 по 1950 г. так и не смогли. Делались даже попытки заменить его на бензиновый (ЗИС-122А), но этот двигатель был слишком неэффективен для такой тяжёлой машины. И недолговечен. В 1950 г. было принято решение выпуск ЗИС-154 завершить. Всего было изготовлено 1165 экземпляров.

Его преемником стал менее вместительный, но более простой в производстве ЗИС-155.

Технические характеристики

Тип городской
Компоновка заднемоторная
Число мест (всего/сидячих). 60/34
Колёсная формула 4х2
Габариты, мм (Д/Ш/В) 9500/2500/2940
Масса, кг 8000
Колёсная база, мм 5460
Дорожный просвет, мм 210
Колея, мм (передних/задних колёс) 2070/1812
Передняя подвеска зависимая рессорная
Задняя подвеска зависимая рессорная
Тормоза барабанные с пневмоприводом
Размер шин 10.50-20″
Двигатель двухтактный дизельный рядный жидкостного охлаждения ЯАЗ-204Д
Количество цилиндров 4
Рабочий объём, см3 4654
Мощность, л.с. 112 при 2000 об/мин
Коробка передач генератор ДК-505-А 50 кВт и тяговый электродвигатель ДК-305-А 43 кВт
Максимальная скорость, км/ч 50
Расход топлива, л/100 км 47

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)