Самый простой автобус

Я уже писал раньше, что в своём дошкольном детстве любил приписывать автомобилям и автобусам, а, впрочем, и любым транспортным средствам различные выражения их «лиц». Так, ЗИС-155 казался мне хмурым, ЗИЛ-158 — тот вообще сердитым, а автобусы ЛАЗ, наоборот,  имели доброе и приветливое выражение. Так вот, в детстве этот капотный автобус-трудягу я совершенно незаслуженно обзывал «поросёнком», то ли за его выступающий вперёд капот-пятачок, то ли за постоянно визжавшую прямозубыми шестернями коробку передач. Автобус КАвЗ-651 выпускался с начала 1958 года Курганским автобусным заводом на базе грузовика ГАЗ-51. До этого, с 1949-го года, он производился на Горьковском автобусном заводе под маркой ГЗА-651, а с 1952-го на Павловском автобусном заводе как ПАЗ-651. Рижский авторемонтный завод (РАРЗ, позже РАФ), производил его с 1953-го года как РАРЗ-651.
Автобус имел кузов с деревянным (из бука) каркасом, позже цельнометаллический, установленный на шасси ГАЗ-51. Для повышения плавности хода задние рессоры автомобиля ГАЗ-51 были заменены более мягкими, с четырьмя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Конструкция этого автобуса была настолько проста, что он легко воспроизводился в любой мало-мальски оснащённой авторемонтной мастерской. Поэтому вариантов исполнения, помимо указанных выше 4-х заводских, было огромное количество. Подсчитать точно, сколько было выпущено подобных автобусов, сейчас очень трудно.
В салоне КАвЗ-651 могли разместиться сидя 19 пассажиров, ещё четверо могли ехать стоя. Посадка и высадка пассажиров производилась через переднюю правую дверь, которая открывалась и закрывалась вручную с места водителя при помощи нехитрой рычажной системы. В задней стенке имелась запасная дверь, которая оказывалась весьма полезной при погрузке и перевозке длинномерных грузов. Ведь автобус, как правило, эксплуатировался в сельской местности. Благодаря своей универсальности, надёжности и неприхотливости он пользовался заслуженным уважением. Проходимость КАвЗ-651 тоже была на высоте. Тем не менее, на базе автомобиля ГАЗ-63 выпускался полноприводный автобус повышенной проходимости КАвЗ-663.

Технические характеристики

Тип капотный
Компоновка переднемоторная
Число мест (всего/сидячих). 23/19
Колёсная формула 4х2
Габариты, мм (Д/Ш/В) 6170/2360/2625
Масса, кг 6500
Колёсная база, мм 3300
Дорожный просвет, мм 245
Колея, мм (передних/задних колёс) 1589/1650
Передняя подвеска зависимая рессорная
Задняя подвеска зависимая рессорная
Тормоза барабанные с гидроприводом
Размер шин 7.00-20″
Двигатель карбюраторный рядный жидкостного охлаждения, нижнеклапанный ГАЗ-51
Количество цилиндров 6
Рабочий объём, см3 3485
Мощность, л.с. 70 при 2800 об/мин
Коробка передач механическая, 4-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 70
Расход топлива, л/100 км 22

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)