«Юность». Триумф и забвение

Своим появлением этот микроавтобус был обязан резкому сокращению производства представительских лимузинов ЗИЛ-111, предназначавшихся исключительно для правящей верхушки СССР. Чиновникам рангом ниже такая машина не полагалась, простым гражданам она, тем более, не продавалась, поэтому ежегодное производство ЗИЛ-111 составляло не более полутора-двух десятков машин. К слову, ежегодный выпуск его предшественника, лимузина ЗИС-110, благодаря большему разнообразию модификаций (включая такси и карету скорой помощи) достигал нескольких сотен машин в год. Подразделения завода имени И.А. Лихачева попросту простаивали. И это было большой проблемой. И вот, в 1959 г. родилась идея создания микроавтобуса на узлах и агрегатах правительственного лимузина. Однако, столь очевидное решение не нашло понимания у руководителей завода, поэтому в начале 1960 г. реализацией этой идеи занялась на общественных начала группа молодых энтузиастов ЗИЛа. В январе 1962 г. первый опытный образец элегантного микроавтобуса появился на улицах Москвы. Машине дали имя ЗИЛ-118 «Юность». Полунесущий кузов «Юности» с интегрированными элементами рамы и съёмным подрамником создали с нуля, не отталкиваясь от зарубежных прототипов. Дизайн микроавтобуса, его отделка соответствовали самым высоким эстетическим критериям. Кузов вмещал 17 пассажиров, для их посадки и высадки с правой стороны имелась широкая дверь. Круговое остекление обеспечивало превосходную обзорность, на скатах крыши имелись, по моде тех лет, окна с тонированными стеклами. В задней части кузова располагалась дополнительная дверь, которая с одной стороны, позволяла при необходимости загружать в салон длинномерный груз, а с другой стороны, давала возможность превратить пассажирскую машину в санитарный автомобиль. Для термо- и звукоизоляции салона внутренние полости кузова были заполнены пенополиуретаном. К услугам пассажиров были удобные сиденья с индивидуальным освещением. Автобус имел радиоприемник, весьма эффективную систему вентиляции и отопления. В крыше был большой сдвижной люк. При одинаковых с лимузином ЗИЛ-111 колесной базе (3760 мм) и колее (1570/1650 мм) длина «Юности» составляла 6840 мм (на 700 мм больше), высота составляла 2067 мм, а ширина — 2110 мм. В качестве силового агрегата была использована карбюраторная V-образная «восьмерка», дефорсированная до 150 л.с., такая же, как на грузовике ЗИЛ-130. Двигатель мог работать на самом распространённом тогда низкооктановом топливе.  Моторный отсек занимал всю правую половину кабины водителя. Двигатель был сблокирован с двухступенчатой гидромеханической коробкой передач, которая была также заимствована у лимузина. От него же «Юность» получила и подвеску, обеспечивающую непревзойдённую плавность хода и комфорт.

Тогдашний генеральный секретарь ЦК партии, Н. С. Хрущёв, был в восторге от новинки. Машина произвела на него очень благоприятное впечатление. На Международной автобусной неделе в Ницце в 1967 году ЗИЛ-118 вызвал огромный интерес и получил сразу аж 12 наград. Говорят, что руководство завода Форд пыталось даже купить лицензию на производство «Юности» в Соединённых Штатах, или хотя бы наладить совместное производство, но получило решительный отказ со стороны советского руководства.

Но, в условиях плановой экономики, надеждам, возлагаемым на «Юность»не суждено было сбыться. Всего было изготовлено порядка 200 машин, включая все модификации.

Технические характеристики

Тип микроавтобус
Компоновка переднемоторная
Число мест 17
Колёсная формула 4х2
Габариты, мм (Д/Ш/В) 6840/2110/2067
Масса, кг 3320
Колёсная база, мм 3760
Дорожный просвет, мм 205
Колея, мм (передних/задних колёс) 1570/1650
Передняя подвеска независимая пружинная на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая рессорная
Тормоза барабанные с гидроприводом
Размер шин 11.00-20″
Двигатель карбюраторный V-образный жидкостного охлаждения ЗИЛ-130
Количество цилиндров 8
Рабочий объём, см3 5969
Мощность, л.с. 150 при 3200 об/мин
Коробка передач гидромеханическая, 2-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 120
Расход топлива, л/100 км 28

 

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 оценок, в среднем: 0 из 5)