ПАЗик

Этот небольшой автобус предназначался в основном для районных и пригородных маршрутов. ПАЗ-652 был разработан, как и его предшественник — ПАЗ-651, на базе шасси грузовика ГАЗ-51, однако, в отличие от капотного предка имел вагонную компоновку и несущий кузов. Кузов вмещал 47 пассажиров, из них 23 могли ехать сидя, остальные — стоя. Автобус был довольно комфортабелен по меркам 60-х годов. Этому способствовала и довольно большая площадь остекления кузова, включая и тонированное остекление скатов крыши. Форточки в окнах салона и люки на крыше обеспечивали неплохую вентиляцию. Лобовые стекла ПАЗ-652 были гнутыми и обеспечивали хорошую обзорность для водителя. Двигатель ГАЗ-652, расположенный справа от водителя, был выдвинут максимально вперёд, а радиатор с вентилятором устанавливались сбоку. Это позволяло сэкономить полезное пространство внутри салона, кроме того, за радиатором имелся воздуховод, по которому тепло, выделяемое двигателем, зимой поступало в пассажирский салон к дрожащим от холода пассажирам и в кабину водителя. Такая схема отопления имела много недостатков, главным из которых был проникающий из моторного отсек в салон запах. Но советские пассажиры были не слишком избалованными в плане комфорта и эти «незначительные» минусы перевешивал один большой плюс — простота. Подобная схема применялась и на автобусах ЛиАЗ. Мощности штатного мотора ГАЗ-51 явно не хватало, мощность нового двигателя ГАЗ-652 была доведена до 90 л. с. путем установки головки блока цилиндров с измененными камерами сгорания и увеличенными сечениями каналов, как на лимузине ГАЗ-12.

Расположение двигателя давало возможность водителю обслуживать его прямо из кабины. Кабина была отделена от пассажирского салона застеклённой перегородкой. Автобус имел гидровакуумный усилитель тормозов. Приводы открывания пассажирских дверей тоже были вакуумными.

Автобусы ПАЗ-652 выпускались с 1958 года. В 1964 году после модернизации он получил индекс ПАЗ-652Б. Всего было произведено более 62 тысяч автобусов. В 1968 году на смену ему пришёл новый автобус ПАЗ-672 с восьмицилиндровым V-образным двигателем.

Технические характеристики

Тип городской
Компоновка переднемоторная
Число мест (всего/сидячих). 47/23
Колёсная формула 4х2
Габариты, мм (Д/Ш/В) 7150/2400/2800
Масса, кг 7620
Колёсная база, мм 3600
Дорожный просвет, мм 255
Колея, мм (передних/задних колёс) 1900/1650
Передняя подвеска зависимая рессорная
Задняя подвеска зависимая рессорная
Тормоза барабанные с гидроприводом и вакуумным усилителем
Размер шин 8.25-20″
Двигатель нижнеклапанный карбюраторный рядный жидкостного охлаждения ГАЗ-652
Количество цилиндров 6
Рабочий объём, см3 3485
Мощность, л.с. 90 при 3600 об/мин
Коробка передач механическая, 4-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 80
Расход топлива, л/100 км 21

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 оценка, в среднем: 5 из 5)