«Копейка»

Пару дней назад, а именно 19 апреля, мы отметили своеобразный юбилей — ровно полвека назад, в 1970 году были изготовлены первые несколько автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Это была первая модель, выпущенная на новом Волжском автозаводе, и она стала родоначальником «классического» семейства автомобилей ВАЗ, которое продержалось на конвейере долгих 42 года. Это был автомобиль — легенда, именно он помог гражданам СССР начать по-новому воспринимать частный автотранспорт, впервые став истинно массовой машиной для миллионов жителей Советского Союза.

ВАЗ-2101 — заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. По компоновке он мало отличался от других советских легковушек, скажем, от того же «Москвича», своего одноклассника и прямого конкурента. Но и имел достаточно много отличий. Его конструкция была по тем временам, без всякого преувеличения, передовая, впервые в СССР был использован целый ряд новых, мирового уровня, решений. Сам автомобиль был создан на базе успешного седана FIAT-124. Однако, он не был точной копией итальянской малолитражки, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. В действительности же, итальянскими и русскими инженерами была проведена масштабная «русификация» исходного автомобиля, было внесено более 800 изменений в конструкцию. Кардинально были переделаны двигатель, трансмиссия, подвеска, система охлаждения и отопления салона, усилен кузов. В результате ВАЗ-2101 стал более приспособленным к дорожным условиям и климату России, а конструктивно даже превосходил по многим параметрам своего прародителя.

Поначалу «бывалые» советские автовладельцы отнеслись к новой малолитражке с недоверием, вызывало сомнение практически всё — и дисковые тормоза, и пружинная подвеска заднего моста, и относительно небольшая толщина кузовных элементов. Но неизменно восхищал комфорт, просто немыслимый для советских машин того времени. Недостатки, конечно были, и немалые, но рассказывать о них здесь не вижу смысла. Все о них хорошо знают. Как знают и все достоинства этой простой и надёжной машины. ВАЗ-2101 постоянно дорабатывался, популярность её быстро росла. Сейчас, наверняка, нет в России такого водителя, который бы не сидел за рулём легендарной «копейки». Кто-то и до сих пор остаётся ей верен. Она того заслуживает.

По результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём» в 2000 году, ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем ХX столетия. Так и есть.

Технические характеристики

Компоновка классическая
Колёсная формула 4х2
Кузов 5-ти местный 4-х дверный седан
Габариты, мм (Д/Ш/В) 4073/1611/1382
Масса, кг 955
Колёсная база, мм 2424
Дорожный просвет, мм 170
Колея, мм (передних/задних колёс) 1349/1305
Передняя подвеска независимая пружинная на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая пружинная с реактивными рычагами
Тормоза спереди дисковые, сзади барабанные с гидроприводом
Размер шин 6.15-13″
Двигатель Рядный карбюраторный верхнеклапанный, жидкостного охлаждения ВАЗ-2101
Количество цилиндров 4
Рабочий объём, см3 1198
Мощность, л.с. 64 при 5600 об/мин
Коробка передач механическая, 4-х ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 142
Расход топлива, л/100 км 9.2

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 оценка, в среднем: 5 из 5)