Кошки в живописи

Совершенно невозможно представить нашу жизнь без кошек. Как говорится, без кота и жизнь не та унылая и безрадостная. С котом — совсем другое дело! Поэтому люди, хорошие люди всегда любили кошек. А ещё любили их рисовать.

Ещё древние homo sapiens, коротая тёмные вечера в своих сырых пещерах, при тусклом мерцающем свете костра пытались нацарапать на стенах изображения различных представителей семейства кошачьих. Но в то время маленькая кошка ещё не была постоянным компаньоном человека. А отношения с крупными кошачьими у пещерных людей не складывались.

Одно из первых изображений кошки.
Изображение неизвестной породы кошки. Вероятно — бобтейл.

Когда кошка стала домашней, точно неизвестно, но учёные предполагают, что это произошло около 10000 лет назад. По крайней мере, уже древние египтяне кошек очень любили и ценили. Кошки в Египте не без основания считались животными священными, к ним египтяне относились с почитанием. Когда питомец умирал, ему воздавались почести, достойные, разве что фараонов или, по крайней мере, высокопоставленным чиновникам Египта.

На картине Джона Рейнхарда Вегелина как раз и запечатлён процесс погребения усопшей кошки.

Джон Рейнхард Вегелин. Похороны египетской кошки. 1886 г.

До наших дней дошло множество изображений и скульптур египетских кошек. А также их мумий.

В древней Греции кошки были большой редкостью, привезенных же в страну животных просто боготворили, кошки жили при храмах, им посвящались оды, их рисовали на амфорах и храмовых фресках, выкладывали мозаики с кошачьими изображениями. Посягательство на жизнь и здоровье кошек, а, тем более умышленное убийство животного, каралось смертью.

Фрагмент мозаики из Помпеи.

А не так давно на территории плато Наска в Перу археологами было обнаружено изображение огромной кошки. А, может быть, и кота. По их мнению, гигантский геоглиф высотой около 37 метров был высечен на склоне холма более 2000 лет назад. Это, скорее всего, самое масштабное изображение кота в истории.

Германо-скандинавская богиня любви и предводительница валькирий Фрейя ездила в колеснице, запряжённой двумя котами. Наверное, это были и очень сильные и очень быстрые коты. Интересно, что в качестве домашнего питомца она держала кабана, на котором иногда тоже ездила верхом. Вот ведь!

Йоханнес Гертс. Фрейя. 1901 г.
Нильс Бломмер. Фрейя. 1852 г.

В средние века отношение к котам, этим милым и весьма полезным животным было, как бы это помягче выразиться, не очень-то толерантным. Особенно со стороны католической церкви. Мало им было еретиков! В мрачную эпоху средневековья в цепкие лапы святой инквизиции легко было угодить лишь на основании «порочащих» слухов. Церковь имела огромную власть в странах Европы и панически боялась потерять её, а с ней и все привилегии. Любое инакомыслие жестоко пресекалось, а те, кто имел смелость ослушаться, подвергался чудовищным репрессиям. И даже кошки оказались в немилости. В 1233 году Римский Папа Григорий IХ совершенно безосновательно взял вдруг и объявил черных котов и кошек (а по факту, и котов других расцветок) прислужниками самого сатаны. Из-за своего независимого характера и склонности к ночной жизни, кошка считалась символом нечистой силы. Бедных, и совершенно невиновных пушистиков святая инквизиция истребляла всеми способами как пособников ведьм и приспешников ада.

Изображать кошек также настоятельно не рекомендовалось.  И средневековые художники вынуждены были строго соблюдать предписанные католической церковью правила, чтобы их не причислили к иноагентам еретикам. Поэтому долгое время кошки изображались исключительно на страницах книг и то, сугубо в обличительных и поучительных целях. Неудивительно, что внешность таких кошек сейчас вызывает,  как минимум, недоумение.

В карусели приведены фрагменты страниц средневековых книг. Если у экрана есть маленькие дети или люди с неустойчивой психикой, им лучше отойти. Лишь немногие из кошачьих изображений относительно благопристойны. А так, художники расстарались по полной: «выражения лиц» котов не оставляют никаких сомнений в том, кому и каким порочным целям они служат. И это ещё самые безобидные картинки, некоторые образцы не включены в подборку по этическим соображениям.

В конце ХХ столетия Папа Иоанн Павел II наконец вынужден был официально признать, что  инквизиция совершила «ошибку», он реабилитировал Галилея и Коперника, сожжённых на кострах еретиков, извинился перед евреями. Про кошек не обмолвился. Так или иначе, совершенно необоснованное и преступное преследование этих животных останется несмываемым пятном на совести католической церкви.

Здесь старая ведьма и две её дочери явно затевают что-то нехорошее. Кошка им помогает.
Здесь старая ведьма и две её дочери явно затевают что-то нехорошее. Кошка им помогает.

Любая, даже самая маленькая кошка, — шедевр.

Леонардо да Винчи

А вот такой выдающийся мастер, как Леонардо да Винчи, восхищался природной красотой и грацией кошек. Он много наблюдал за ними, за их поведением и ни разу не замечал ничего с их стороны предосудительного. Сохранилось множество набросков с этими великолепными созданиями. На рисунках да Винчи кошки представлены в самых различных позах и за разными занятиями: лежащие, подкрадывающиеся, умывающиеся, играющие, дерущиеся между собой.

Кошки Леонардо да Винчи. Тут же и маленький дракончик.

А вот на Руси котов всегда любили и уважали. Самым ранним изображением этого домашнего питомца на  территории России считают «Подлинный портрет Кота Великого Князя Московии» от 1663 года, приписываемый чешскому художнику Вацлаву Холлару. Кот этот настолько суров, что некоторые искусствоведы считали, что это животное могло принадлежать только царю Иоанну IV Грозному. Но кот всё-таки был любимцем великого князя Московского Алексея Михайловича.

Любимый кот царя Алексея Михайловича.
Любимый кот царя Алексея Михайловича. 1663 г.

Кошачья тема неисчерпаема. Количество произведений искусства, посвящённых этим животным — бесконечно. Поэтому продолжение будет.

Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 26