Кошки в русской живописи

Как я уже отмечал в своей предыдущей публикации, в России кошек любили всегда. И не только из-за того, что те были незаменимыми помощниками в борьбе с грызунами. Кошки всегда приносили мир и уют в повседневную жизнь людей — и в крестьянские избы, и в боярские хоромы.

Вот Кот казанский — герой популярных лубков XVIII века. Наряду с «Подлинным портретом кота великого князя Московии» это произведение — одно из ранних изображений кошек в России. Кот казанский был непрост. Звали его — Алабрыс. Как гласит надпись на лубке — «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский. Славно жил, сладко ел, …» ну и далее по тексту. Но, как говорится, что естественно, то имеет место быть. Такова жизнь! Но не только вышеперечисленным примечателен этот Кот. С котом связано множество легенд и сказаний. Считалось, например, что глаза и усы кота как бы намекают на таковые самого Петра Великого, Императора Всероссийского! Что ж, определённое сходство есть. Говорили также, что кот спас казанского хана  от пленения  Иваном Грозным, вовремя разбудив хана, что позволило ему (хану) сбежать. В общем, Кот Казанский — личность незаурядная, его по сию пору любят и уважают.

Кот Казанский. Алабрыс.
Кот Казанский. Алабрыс. XVIII век. Лубок.

В русской живописи кошки не были, как правило, главными героями картин. Лишь немногие русские художники, такие, как Валериан Александрович Яблочкин, писали исключительно кошачьи портреты. Но на очень многих полотнах присутствуют эти пушистые животные. Они очень хорошо дополняют картину, будь то портрет, или жанровая сценка. Кошки неизменно привлекают внимание зрителя и привносят в полотно уют и умиротворение.

Валериан Яблочкин. Кот.
Валериан Яблочкин. Кот.
Валериан Яблочкин. Охотница.
Валериан Яблочкин. Охотница.

Иногда художники изображали кошек уж очень свирепыми. Не все. К примеру, Иоганн Фридрих Гроот прибыл  в Санкт-Петербург из Штутгарта как реставратор картин, прожил в России почти шесть десятков лет, совсем обрусел, стал Иваном Фёдоровичем. Но картину с котом и зайцем написал в истинно европейском стиле! Кстати, зайца умертвил не кот.

Иван фёдорович Гроот. Кот и мёртвый заяц. 1777 г.

Часто кошки присутствовали на портретах детей. Иван Николаевич Крамской изобразил свою единственную обожаемую дочь Софию, в будущем — тоже художницу. Для Крамского дочь всегда была самой любимой моделью, мастер оставил множество её портретов. Но с кошкой, только этот.

Иван Крамской. Девушка с кошкой. 1882 г.
Иван Крамской. Девушка с кошкой. 1882 г.

Красивая женщина и кошка — идеальное сочетание! Так считал и Борис Кустодиев. К слову, женщины, обладающие пышными формами были вполне в художественном вкусе этого художника. Он даже утверждал, что  «худые женщины на творчество не вдохновляют»! Нельзя с этим не согласиться. А присутствие в картине кошки или кота лишь подчёркивало обаяние настоящих русских красавиц.

Борис Кустодиев. Русская девушка у окна. 1923 г.
Борис Кустодиев. Русская девушка у окна. 1923 г.
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.

Русский художник-передвижник, действительный член Императорской Академии художеств, академик  Николай Петрович Богданов-Бельский писал большей частью жанровые картины, особенно сцены из деревенской жизни, но и его портреты были великолепны. Таков и его «Портрет дамы» с великолепной рыже-белой кошкой. Хороша и его картина «Лето».

К творчеству Бориса Григорьева можно относиться по разному. Кому-то оно кажется странным, кто-то от него в восторге. Но портрет женщины с котом никого не оставит равнодушным. Я так думаю.

Филипп Осипович Будкин — русский живописец, портретист, академик Императорской Академии художеств, совершенно незаслуженно забытый сейчас. А ведь именно он автор одного из очень известных портретов Лермонтова. Вот и написанная им русская красавица, вертящаяся перед зеркалом — просто восхитительна! И кот, с мурчанием дремлющий рядом.

Николай Богданов-Бельский. Портрет дамы.
Николай Богданов-Бельский. Портрет дамы.
Богданов-Бельский. Лето.
Богданов-Бельский. Лето. 1911 г.
Борис Григорьев. Женщина с котом.
Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 г.

Не обошли стороной весёлую кошачью тему и братья Маковские, Владимир Егорович и Константин Егорович. Картины с бытовыми сценками этих художников великолепны и так, но присутствие котов очень их оживляет.

Не обошёл своим котов вниманием и художник Александр Владимирович Маковский, сын Владимира Егоровича. На одной из картин с видами польского городка Цехоцинека на крыше расположилась целая семья этих животных.

Владимир Маковский. Утренний чай. 1891 г.
Владимир Маковский. Утренний чай. 1891 г.
Константин Маковский. Разговоры по хозяйству. 1868 г.
Константин Маковский. Разговоры по хозяйству. 1868 г.
Александр Маковский. Цехоцинек. Вид на Роционжик с крыши виллы Варшавянка.

На картине Ивана Горохова изображена крестьянская девочка, кормящая котят. Картина выполнена с почти фотографической точностью. От нехитрой обстановки крестьянского дома веет уютом и теплом.

Иван Горохов. Девочка с котятами. 1895 г.
Иван Горохов. Девочка с котятами. 1895 г.

Василий Максимов. Мало кто знает сегодня об этом замечательном художнике. Сын крестьянина, академик Императорской академии художеств, он всё своё творчество посвятил изображению повседневной жизни русского народа, деревенского быта и уклада. На его картинах тоже можно заметить присутствие пушистых питомцев. Хотя и не сразу.

Василий Максимов. Игра в шашки.
Василий Максимов. Игра в шашки. Середина 1880-х гг.
Василий Максимов. Шитьё приданого.
Василий Максимов. Шитьё приданого. 1866 г.

Русский жанровый живописец, академик и действительный член Императорской Академии художеств Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох известен своими потрясающими картинами из жизни народа. Вот одна из них. И кот в придачу.

Кирилл Викентьевич Лемох. Утро в швейцарской.
Кирилл Викентьевич Лемох. Утро в швейцарской. 1874 г.

А эта картина знакома каждому, кто закончил среднюю школу. Да, это именно «Сватовство майора» замечательного русского художника Павла Андреевича Федотова. Кошка мало обращает внимание на  суету вокруг. У неё свои важные дела дела.

Другая картина Федотова тоже хорошо знакома любителям живописи. Всё в ней великолепно! И торжествующий, довольно придурковатый вид новоиспечённого кавалера, только что проснувшегося после вчерашней попойки, и снисходительная улыбка девушки-служанки, и опять таки совершенно безразличный ко всему происходящему потягивающийся кот.

Павел Федотов. Сватовство майора.
Павел Федотов. Сватовство майора. 1850 г.
Федотов. Свежий кавалер.
Федотов. Свежий кавалер. 1846 г.

Иван Андреевич Пелевин — когда-то достаточно известный, а ныне незаслуженно забытый русский художник, академик Императорской академии художеств. Он создал более ста произведений преимущественно в области жанровой живописи. Герои его картин — простые русские люди. Художник умел показать светлые стороны в непритязательном деревенском быту, маленькие радости жизни. На многих его картинах изображены кошки. В черно-белых шубках.

Иван Пелевин. Дедушка глуховат.
Иван Пелевин. Беседа. 1890 г.

Чувствую, что утомил читателя.  Не знаю, почему, но мне с детства нравится живопись. Не скажу, что очень в ней разбираюсь, часто мои суждения о каком-либо художественном произведении ограничиваются двумя категориями: «нравится» и «не нравится». Вряд ли я смогу поддержать умный разговор знатоков о смысле и художественных достоинствах, к примеру, «Чёрного квадрата» Малевича. Или «Купальщицы» Пикассо. Но ведь каждый имеет право посмотреть полотно даже самого великого живописца и дать ему свою уникальную оценку. Свою собственную, не оглядываясь на мнение маститых искусствоведов. Основываясь только на своём восприятии. Каждый понимает искусство по разному. А искусство служит всем.

Но к котам я ещё вернусь.

Поделитесь с друзьями
Стандартное изображение
Андрей Ж.
Статей: 24

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.