Кошки в европейской живописи. Часть 2

Продолжу свой котообзор. Многие художники, как то Густав Климт, Анри Матисс, Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Пьер Боннар, даже Фрида Кало, любили кошек. Кто-то из них писал своих любимцев, кто-то — не делал этого. У большинства получалось. У Пикассо — нет. Но он, по крайней мере, старался. Во всяком случае, кошки всегда вдохновляли на творчество.

Француз Жан-Жак Башелье — художник, основной темой картин которого были цветы, плоды и животные — кошки, например.

Жан-Жак Башелье. Белая ангорская кошка.
Жан-Жак Башелье. Белая ангорская кошка.

Работы очень популярного в своё время, а ныне редко вспоминаемого французского художника Луи-Леопольда Буальи – это жанровые сценки и портреты.  Он создал целый ряд произведений, иллюстрирующих жизнь Франции конца XVIII — начала XIX века. Тут и события времён французской революции, тут и тогдашние нравы французов, мода… Словом, тонкий, иногда ироничный, а иногда очень неоднозначный взгляд на ту эпоху. И, конечно, во многих картинах мастера присутствуют коты!   Ну куда же без них!

Буальи. Мёртвая мышь. 1790 г.
Буальи. Мёртвая мышь. 1790 г.
Буальи. Семья в интерьере.
Буальи. Семья в интерьере.
Буальи. Габриэлла Арно в детстве
Буальи. Габриэлла Арно в детстве
Буальи. Игра в шашки. 1803 г.
Буальи. Игра в шашки. 1803 г.
Буальи. Бедный кот. 1832 г.
Буальи. Бедный кот. 1832 г.
Буальи. Тромплёй с котом.
Буальи. Тромплёй с котом.

Очень успешный в своё время французский художник Жозеф Каро увековечил на своих полотнах многие моменты из жизни Франции XIX века. В том числе и радостные моменты общения с братьями нашими меньшими — кошками.

Жозеф Каро. Клубок шерсти.
Жозеф Каро. Клубок шерсти.
Жозеф Каро. Молодая женщина с кошкой.
Жозеф Каро. Молодая женщина с кошкой.

Французский живописец Жан Батист Симеон Шарден прославился своими работами в области натюрморта и бытового жанра. Главной темой его картин была повседневная домашняя жизнь людей. А в повседневной жизни всегда находилось местечко и для пушистых питомцев.

Жан Батист Шарден. Натюрморт с котом и рыбой.
Жан Батист Шарден. Натюрморт с котом и рыбой. 1728 г.
Жан Батист Шарден. Прачка.
Жан Батист Шарден. Прачка. 1735 г.

Французский художник Жан-Оноре Фрагонар был одним из наиболее выдающихся мастеров живописи. И весьма плодовитым. Известно более чем 550 его картин, среди них — портреты, пейзажи,  жанровые, исторические и религиозные сцены. На многих из них мы можем увидеть котов и кошек.

А французская художница Маргерит Жерар — родственница, ученица и соавтор некоторых картин Фрагонара. Значительную часть её собственных  картин составляли жанровые сцены. Большое влияние на творчество художницы оказали мастера золотого века Нидерландов, во многих её работах заметно явное подражание им.

Фрагонар. "Скажи пожалуйста".
Фрагонар. «Скажи пожалуйста». 1780 г.
Фрагонар. Урок рисования.
Фрагонар. Ангорская кошка.
Фрагонар. Ангорская кошка.
Жан-Оноре Фрагонар и Маргерит Жерар. Молодая мать.
Жан-Оноре Фрагонар и Маргерит Жерар. Молодая мать.
Маргерит Жерар. Обед кошки.
Маргерит Жерар. Обед кошки.

У французского художника Луи Ленена было два брата. И оба — тоже художники. И все братья трудились преимущественно в одном жанре живописи и имели похожий почерк. И даже подписывали картины очень похоже. Позже это привело к появлению больших проблем у искусствоведов в плане определения авторства. Ну а мы просто посмотрим на эти замечательные полотна и попробуем найти на них котов.

Луи Ленен. Счастливое семейство.
Луи Ленен. Счастливое семейство.
Луи Ленен. Посещение бабушки.
Луи Ленен. Посещение бабушки.

На большинстве полотен французского живописца Эмиля Мунье изображены либо дети, либо молодые женщины и девушки. И почти обязательно в компании с каким-нибудь обаятельным животным — котёнком, котом, кошкой. Реже с собачкой. Совсем редко — с овечкой. Довольно трудно найти картину художника, где не было бы кошек или котят, или каких-то ещё животных. Картины Мунье  словно излучают доброту и умиротворение.

Эмиль Мунье. Девочка с котёнком.
Эмиль Мунье. Девочка с котёнком.
Эмиль Мунье. Кошачье семейство.
Эмиль Мунье. Кошачье семейство.
Эмиль Мунье. Девочка с котёнком.
Эмиль Мунье. Девочка с котёнком.
Эмиль Мунье. Девочка с котятами.
Эмиль Мунье. Девочка с котятами.
Эмиль Мунье. Девочка с кошкой.
Эмиль Мунье. Девочка с кошкой.

Бельгийская художница Генриетта Роннер-Книп широко известна во всём мире именно благодаря своим картинам с изображением кошек и котов. Картин настолько много, что выбрать несколько из них для моего рассказа оказалось трудной задачей!

Генриетта Роннер-Книп. Игра котёнка.
Генриетта Роннер-Книп. Игра котёнка.
Генриетта Роннер-Книп. Мамина гордость.
Генриетта Роннер-Книп. Мамина гордость.

Об английском художнике XIX века Горацио Генри Коулдри сейчас знают очень немногие. Но так же, как и Генриетта Роннер-Книп, он писал исключительно котов и кошек. И у него это хорошо получалось!

Горацио Генри Коулдри. Охота всей семьёй. 1879 г.
Горацио Генри Коулдри. Добыча. 1871 г.

Интересно, когда вспоминают о французском живописце Ренуаре, какие именно его картины всплывают в памяти? Да, именно… Однако, неверно было бы думать, что Пьер Огюст Ренуар писал одних только не слишком одетых женщин с восхитительно пышными формами. Ренуару удавались и портреты, и натюрморты, и сценки из жизни. И пейзажи. Его творчество очень многогранно. Вот тому пример — кошки.

Ренуар. женщина с кошкой.
Ренуар. женщина с кошкой. 1875 г.
Ренуар. Жюли Мане с кошкой.
Ренуар. Жюли Мане с кошкой. 1887 г.
Ренуар. Спящая кошка.
Ренуар. Спящая кошка. 1862 г.

Фердинанд Георг Вальдмюллер — один из наиболее значительных живописцев Австрии первой половины XIX в. Он оставил после себя более тысячи картин. Среди них и пейзажи, и портреты, и бытовые сценки. Вот, как эта — «День рождения дедушки», написанная им в 1849 году. И на ней тоже есть кошка.

Его соотечественник,  Йоханн Хамза писал портреты и жанровые сцены. На его полотнах — и представители высшего общества на фоне изысканных интерьеров, и простые люди, занятые своими повседневными делами. На одной из таких картин старушка — крестьянка кормит котёнка.

Вальдмюллер. День рождения дедушки.
Вальдмюллер. День рождения дедушки. 1849 г.
Йоханн Хамза. Молоко для котёнка.

Французский художник Эдуард Мане имел весьма неоднозначную репутацию. Являясь одним из родоначальников импрессионизма, сам он себя таковым никогда не считал. Мнения критиков о его творчестве зачастую были полярно противоположными.

Вот и картина «Олимпия», совершенно по нынешним временам безобидная, в 1865 году вызвала бурное негодование публики. Чем же изображение красивой, хоть и не одетой женщины так возмутило парижан? Ведь восхищались же они античными статуями Афродиты и Венеры Милосской, полотнами Боттичелли и Леонардо да Винчи… Совершенно необъяснимо. Хотя сейчас, возможно, картиной возмутились бы сторонники BLM.

Но, оставим наши рассуждения. При всех несомненных достоинствах данного произведения, нам в первую очередь интересен маленький чёрный и почти незаметный котёнок. Он выгнул спину и взъерошил шерсть, словно защищая автора от необоснованных нападок.

Странные люди, эти постимпрессионисты! Вот Ван Гог взял и ни с того ни с сего отрезал себе ухо, а Поль Гоген ничего себе не отрезал, он просто бросил всё и уехал на Таити, чтобы рисовать праздных аборигенов. И их кошек.

Мане. Олимпия.
Мане. Олимпия. 1863 г.
Гоген. Таитяне в комнате.
Гоген. Таитяне в комнате. 1896 г.

Немецкий импрессионист Франц Марк любил рисовать животных. Даже больше, чем людей. Животные представлялись художнику существами чистыми и более совершенными, чем люди. Коты очень часто становились объектами его картин. Как сами по себе, так и в компании с двуногими. Чтобы подчеркнуть своё совершенство.

Франц Марк. Женщина с кошкой.
Франц Марк. Женщина с кошкой.
Франц Марк. Кормление кота.
Франц Марк. Кормление кота.
Франц Марк. Кот на жёлтой подушке.
Франц Марк. Кот на жёлтой подушке.

А завершу я эту публикацию картинами французской художницы Сюзанны Валадон, первой женщины, которую приняли во французский союз художников. Её картины — преимущественно женские портреты, натюрморты и пейзажи.

Интересно, что  Валадон и сама служила натурщицей для многих известных художников, таких, как Пьер-Огюст Ренуар, Эдгар Дега или Тулуз-Лотрек. Именно она она изображена на многих известных картинах, как, например «Танец в Буживале» или «Девушка, расчесывающая косу» Ренуара. А вот моделью для самой Сюзанны Валадон часто служил её кот Рамину.

Сюзанна Валадон. Кот Рамину, сидящий на драпировке. 1920 г.
Сюзанна Валадон. Портрет миссис Лили Уолтон.

Здесь я рассказал только о малой части собранной мною коллекции «кошачьей» живописи. Но совершенно невозможно рассказать абсолютно о всех художниках и их картинах. На самом деле в сети множество публикаций на эту очень интересную тему, моя — одна из сотен. Если не тысяч. Стоило ли мне изобретать этот «велосипед»? Без всякого сомнения — стоило.

Поделитесь с друзьями
Андрей Ж.
Андрей Ж.
Статей: 26